Internet - ЖЗЛ  

/Жизнь замечательных людей Internet/

*******Клуб лидеров - цифровой портрет на фоне рынка*************

Можно спорить о роли личности в истории, можно рассуждать об объективных законах развития общества, но в том, что за каждым успехом компании стоит выдающийся лидер, сомнений нет. Поэтому, как нам кажется, читателям будет интересно узнать о судьбах этих людей. Для определения "лучших из лучших" взят чисто количественный критерий — собственное состояние в один миллиард долларов. При этом во внимание принимались только те миллиардеры, чье состояние связано с работой в Сети. Интересно, что еще зимой 1999 года членов этого эксклюзивного клуба можно было пересчитать по пальцам — Джефф Безо из Amazon.com да еще основатели компаний Yahoo! и eBay. Буквально в феврале—марте их число утроилось, а теперь стремительно растет на глазах. Речь пойдет о тех, кто успел хорошо заработать в последние два года. Их 13 человек.

Джим Кларк
"Джим — очень тонкий технолог, понимающий технологию на инженерном уровне, — говорит один из руководителей компании Netscape Джим Барксдейл. — Он любит идти на риск, ставя на кон собственные деньги и вкладывая все силы в борьбу за победу". Кларк — первый человек, кому удалось организовать три совершенно различные, но фантастически успешные компании стоимостью более миллиарда долларов. В 1982 году он основал Silicon Graphics Inc. (SGI), известную благодаря прекрасным рабочим станциям и созданию спецэффектов в таких популярных кинофильмах, как "Парк Юрского периода" и "Форест Гамп".
Кларк вырос в Техасе 50-х годов и мало чем отличался от большинства подростков тех лет — больше всего на свете он хотел иметь быстрый автомобиль. Однако на то, что он станет миллиардером, не было никаких намеков: его мать Хазель Кларк неоднократно то расходилась, то сходилась со своим мужем, при этом ей приходилось содержать троих детей на 300 долл. в месяц. Возможно, нелегкое детство сформировало практичный и одновременно очень подвижный и изобретательный бизнес-инстинкт Кларка.



В 1994 году вместе с вундеркиндом Марком Андреесеном он создал Netscape Communications, браузер которой перевернул Интернет, a в 1996 году — компанию Healtheon — фирму в Интернете, занимающуюся сетевой медициной.

Сам Д.Кларк относит свой успех на счет удачи, прозорливости и четкой продуманности действий. "Есть много людей с неплохими идеями о рынке и технологиях, но они не продумывают пути к сердцам клиентов, — говорит он. — У меня тоже не было этого таланта, когда я начинал в Silicon Graphics, но я развил его упорными упражнениями".

Еще один немаловажный фактор, cпособствовавший успеху Кларка, — умение учиться на собственных ошибках. Он основал SGI при помощи венчурного капитала. Но один из основных вкладчиков ограничил долю Кларка 5% акций, и ему пришлось выходить из бизнеса всего с 16 млн. долл. По этой причине он стал тщательно продумывать первую стадию всех своих последующих начинаний. "Идея доброго инвестора порочна, — говорит Кларк. — Он вносит большие деньги для начала бизнеса, но потом забирает за это 20—30% компании — едва ли это справедливо".

Соратник Кларка по основанию Netscape Андреесен так описывает свои впечатления от совместной работы с Кларком: "Наполеон любил повторять: "Я предпочитаю умному генералу генерала удачливого". В Джиме счастливо сочетались оба эти качества. Его умение соединять в своей голове технологию, маркетинг и бизнес совершенно уникально". Решающим для него стал 1994 год, когда Кларк вложил треть своих средств (5 млн. долл.) в Netscape. Это сделало его владельцем 19% акций Netscape. В августе 1995 года, всего через 18 месяцев, Netscape стала самой успешной быстрорастущей компанией в США. Кларк стал первым миллиардером в истории Интернета. Сегодня стоимость его бумаг превышает 2,5 млрд. долларов.

Оканчивая школу, Кларк говорил, что мечтает пойти в армию и посмотреть мир. В 17 лет он сделал это. Окончив в 25 военно-морской институт, Кларк женился и стал отцом двоих детей. Кандидатскую степень по компьютерным наукам он получил в университете штата Юта, после чего в начале восьмидесятых продолжил обучение в Стенфордском университете.

Советы начинающим предпринимателям (как разбогатеть) можно найти в биографии Кларка под названием "Время Netscape", которая вышла в свет в июне 1999-го. Кларк говорит, что труднее всего заработать первые миллионы. Только через 13 лет упорнейшего труда он заработал вышеупомянутые 15 млн. долл. и смог 5 из них потратить на Netscape. Но даже после явного успеха приходится бороться за место под солнцем — у Netscape вся жизнь проходила в борьбе с Microsoft.

Интересно, что Кларк немалую часть своих средств отдает на благотворительные цели, при этом предпочитая образовательные программы: недавно он пожертвовал миллион долларов "фонду Кларка", который организовал его сын Майкл. Эти деньги пойдут на развитие нетрадиционного обучения, музеи, планетарии и аквариумы. В 1999 году Музей интерактивной науки и искусства в Сан-Франциско "Эксплораториум" наградил его премией за большой вклад в развитие коммуникационных технологий. Кларк принял эту награду и пожертвовал музею очередной миллион долларов. В прошлом году, кстати, такую же награду получил и президент компании Intel Энди Гроув.

Когда Кларка спрашивают, не хочет ли он отойти от дел и отдохнуть, он смеется и отвечает, что отдых для него равносилен смерти, это слово не из его лексикона.

Стив Кейс
Из окон офиса Стива Кейса — на самом верху офиса компании America Online в Северной Вирджинии — видны пустынные поля, раскинувшиеся вокруг международного аэропорта. Прекрасный пейзаж для владельца сетевого королевства!

Кейс строит новую среду для деятельности своей компании, надеясь таким образом изменить общество. Он во много раз упрочил свое положение по сравнению с 1985 годом, когда основал компанию AOL (после практически провальной попытки продавать модемы игрокам в видеоприставки фирмы "Атари"). Перед этим Кейс занимался разработкой начинки для пиццы в компании "Пицца-Хат". Сейчас Кейсу принадлежит 16,2 млн. акций AOL, это принесло 40-летнему бизнесмену состояние в 2 млрд. долларов.

"Только теперь я понимаю, как мало противодействовал огромному количеству решений, принимать которые меня ежедневно заставлял бизнес, — говорит Кейс. — Всегда надо пытаться вести дела так, чтобы устраниться от суеты и текучки". До сих пор Кейс определяет стратегические направления развития AOL, которые включают и создание новых предприятий в Австралии и Латинской Америке, и совместные фирмы в Европе и Японии, и недавнее приобретение Netscape Communication и CompuServe.

Своим пренебрежением к рутинным ежедневным делам Кейс отличается от других руководителей высокотехнологических компаний, он предпочитает полагаться на сотрудников. Ежедневным управлением компанией заведует Боб Питман, он пришел сюда в 1996 году после основания канала MTV. Новый руководитель технологического отдела Марк Андреесен появился с приобретением Netscape. Многие из руководящих кадров пришли в AOL после приобретения других компаний.

Кейс, любящий спортивные аналогии, говорит, что сетевой рынок пока еще находится на ранней стадии долгой бейсбольной игры. Эта игра изменит все стороны жизни общества, включая коммерцию и образование. "Долгие годы мы стояли на первой подаче, теперь мы подключили к Сети треть американских домов, но я считаю, что мы продвинулись на третью позицию — перед нами еще шесть!"

Компания AOL всегда отличалась повышенным вниманием к интересам клиентов. Именно это позволило ей за несколько лет вырасти от середняка с 10% рынка до владельца половины всех клиентов. Стоимость акций с апреля 1998 по ноябрь 1999 года выросла более чем в семь раз. В декабре 1998 года AOL вошла в число 500 крупнейших компаний.

При этом Кейс признает, что подобный взлет несколько приукрашивает реальное положение компании, но считает, что такой стремительный рост дает Сети колоcсальный потенциал развития. "Это естественное место для привлечения капитала, и можно только удивляться, что людям потребовалось десять лет для того, чтобы осознать значение, которое будет иметь Интернет. Ценность некоторых компаний, несомненно, завышена, но это естественный процесс на любом развивающемся рынке. Некоторые добиваются успеха, а большинство отправляется на свалку истории. Суть в том, что предстоит еще сделать очень и очень много, поэтому нет смысла ни задирать нос и кичиться собственными успехами, ни робеть перед возникающими задачами и проблемами".

Кейс уделяет большое внимание филантропической деятельности, в частности, работе Фонда Стивена Кейса, цель которого — познакомить небогатую часть населения США с самыми современными компьютерными технологиями. Каждый из восьми компьютерных учебных центров фонда в пригородных районах Вирджинии предоставляет детям из окрестных домов (у которых такой возможности в принципе могло не быть) возможность изучать персональный компьютер, путешествовать по Сети и играть в компьютерные игры. Помогают им студенты из расположенного неподалеку университета Джорджа Мейсона.

Главная идея фонда — как можно шире распространять новые возможности, создавая подобные центры со специально обученным персоналом и самыми современными компьютерами. Еще одна инициатива Фонда Кейса связана с оказанием медицинской помощи детям из семей, которые не так бедны, чтобы получать поддержку от правительства, но и не так богаты, чтобы обеспечить удовлетворительный уровень лечения самостоятельно. "По-моему, это совершенно естественно, когда часть своих умственных и финансовых возможностей ты направляешь на помощь людям, которым в жизни повезло меньше", — так объясняет Кейс этот аспект своей деятельности.

Об отходе от дел Кейс не думает просто потому, что "следующее десятилетие будет гораздо более интересным, чем предыдущее". Продолжая свою любимую бейсбольную аналогию, он говорит, что только разогрелся и главная игра еще впереди.

Пьер Омидьяр
В переводе с фарси фамилия Омидьяр означает "тот, на стороне кого надежда". Это явная недооценка положения, которое занимает сегодня 31-летний основатель компании eBay — наиболее популярного в Сети аукционного дома, непосредственно связывающего покупателя и продавца. Ему принадлежат 31,2% акций компании. Стоимость их однажды утроилась за один день, а за полгода выросла в 25 раз. Это принесло Омидьяру состояние в 4,8 млрд. долл. Уникальность компании в том, что она была сверхприбыльной буквально с первых дней своего существования. Однако такое богатство, буквально свалившееся с неба, дает не только положительные эмоции. Один из высокопоставленных сотрудников компании, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что персонал находится в некотором напряжении — все боятся лишиться своих мест.

Сам Омидьяр не любит общаться с прессой и за последний год никому не давал интервью. Он передал ежедневные обязанности по руководству компанией Мэг Уитмэн (о которой речь еще впереди), чтобы сосредоточиться на вопросах стратегии и сохранить право на частную жизнь. Его друзья и коллеги говорят, что сосредоточение власти в своих руках никогда не привлекало его. Ему приписывают такое представление о счастье: "Хорошо бы однажды переложить на кого-нибудь управление компанией, а самому отправиться поразвлечься".

Единственный раз он появился перед публикой в 1999 году на собрании нескольких сотен коллекционеров автоматов по продаже конфет и шариков жевательной резинки — непременного элемента американской индустриальной культуры. Кстати, перед его выступлением всех репортеров из зала удалили. Омидьяр и компанию eBay начал создавать, чтобы помочь своей невесте Пэм (на которой он недавно женился) найти таких же, как она, чудаков и чудачек для продажи, покупки и обмена конфетными фигурками. "В первую очередь я думал не о бизнесе, а об общении единомышленников", — говорит он.

Коллекционирование для Омидьяра стало на редкость удачным бизнесом, поэтому в электронном магазине eBay пресловутые конфетные автоматы занимают почетное место — их (и предметов, с ними связанных) почти два миллиона. На свадьбу Омидьяр подарил жене очень редкий образец автомата, который ему удалось отыскать в музее штата Денвер. Всего же у компании более двух миллионов клиентов, которые делают более миллиона заказов ежедневно.

Фантастическое богатство никак не повлияло на привычки и стиль жизни Омидьяра. Уже лет десять он ездит на видавшем виды "Фольксвагене-Джетта", одевается — проще некуда, а живет все в той же квартире, что снял давным-давно. "Я уверена, что деньги никогда не изменят Пьера, — говорит Стефания Гамильтон, подруга жены Омидьяра. — Тем более что он и тратит их в основном не на себя, а вкладывает в частные фонды". Даже в общении с конкурентами Омидьяр и его сотрудники отличаются подчеркнутой корректностью. "Когда общаешься с ребятами из eBay, это похоже на игру в теннис с друзьями, — говорит Энди Ребеле из компании "CityAction" (из Сан-Франциско). — Стараешься просто отбить удар, а не подловить или обмануть соперника".

С недавних пор у Омидьяра появились новые конкуренты: CityAuction, Amazon.com и Yahoo! Однако один из руководителей eBay Джефф Сколл считает, что пока конкуренты просто копируют структуру работы eBay, и это в конце концов должно проявиться. Тем временем eBay предпринимает активные шаги для сохранения своего лидерства на рынке: организованы Web-страницы в Великобритании и Канаде, созданы совместные предприятия в Австралии и Новой Зеландии и предпринимаются шаги для организации присутствия компании в Европе — именно этим вызваны частые визиты Омидьяра на континент. Маркетинговое и дистрибьюторское партнерство с несколькими крупными сетевыми порталами (самое масштабное — четырехлетнее сотрудничество на 75 млн. долл. с AОL) помогает укрепить брэнд компании и завоевать больше трафика.

Рост состояния Омидьяра, по крайней мере в какой-то степени, обусловлен его стремлением научить работе на компьютере самые широкие массы населения. Он родился в Париже и еще ребенком переехал с родителями в Вашингтон. В старших классах школы полюбил программирование, причем с самого начала стремился применять его в практических целях: первая его программа была каталогом книг школьной библиотеки (ему заплатили тогда из расчета 6 долл. за час). Он изучал компьютерные науки в университете Тафта, который благополучно окончил в 1988 году. В 1991 году он основал небольшой электронный магазин eShop и в том же году начал работать программистом в компании General Magic.

eBay он начал создавать исключительно в виде хобби и первые месяцы предоставлял свои услуги бесплатно. Однако уже в феврале 1996 года Интернет-провайдер известил Омидьяра, что его сайт требует слишком много трафика. Тогда Омидьяр стал брать небольшую плату с клиентов — сначала это вызвало протесты и число клиентов уменьшилось.

В марте 1996 года Омидьяр уговорил своего друга Сколла присоединиться к нему, чтобы расширить дело. Работать они продолжали на дому, и довольно скоро терпение у будущей супруги Омидьяра кончилось. "Пришлось нам перебираться в мою квартиру", — со смехом вспоминает Сколл. Летом того же года приятель Сколла Филипп Левенсон, работающий в НАСА, нашел друзьям офис в Сан-Хосе, где они до сих пор и работают. Вот так тихо и незаметно вырастают современные миллиардеры.

Джефф Сколл
Нет ничего необычного в том, что пятеро молодых людей снимают вместе дом и покупают для него мебель. Экстраординарность данной ситуации в том, что один из пятерых — миллиардер и может купить не только весь район, но, пожалуй, и значительную часть города.

34-летний Джефф Сколл, вице-президент по стратегическому планированию и анализу компании eBay, гордо показывает приятелю обстановку из 10 предметов, которую он купил на соседнем мебельном складе за 2000 долл. У ворот дома отдыхает Mazda RX-7, которая возит молодого миллиардера уже более 10 лет.

"Я никогда не обращал большого внимания на деньги,— говорит Сколл. — Я, наверное, единственный человек, который работает около 100 часов в неделю, и у меня просто нет времени думать о деньгах". Напомню, что в неделе 168 часов. Шесть часов сна, часа два на прием пищи и душ, значит, у Сколла остается ежедневно почти два часа личного времени — на прогулку и чтение газет. Так живут американские миллиардеры — кто-нибудь из читателей хочет так жить?

"Если у вас собственный дом, то вам наверняка нужно общаться с плотниками, водопроводчиками и кем-то еще в этом роде, — продолжает Сколл объяснять свой стиль жизни. — Мне жалко тратить время на всю эту суету". Его приятели по дому говорят, что целую неделю их общение может ограничиваться предельно кратким "хэлло", и только в воскресенье Джефф снисходит до настольного тенниса в подвале. Когда он вспоминает последние три года совместной работы с Омидьяром, то ему вспоминаются редкие занятия в тренажерном зале, несколько обедов с приятелями, чтение романа Джеймса Клавеля да нечастые вылазки на лыжах со знакомой девушкой — вот, пожалуй, и все... В его офисе стоит любимый велосипед, только он забыл, когда ездил на нем последний раз.

Три года назад у Сколла не было кредитной карточки. Теперь у него 22,36 млн. акций компании — 18,9%, и в начале 1999 года они стоили 3,1 млрд. долл. Когда Сколл решил работать с Омидьяром, он отказался от заманчивого предложения одной фирмы с зарплатой 250 000 долл. Первые два года им пришлось работать практически без зарплаты, пока в сентябре 1998 года не начался бум, превзошедший их самые смелые ожидания. "При этом мы совсем не ставили целью такое обогащение, мы решали некую чисто социальную проблему", — подчеркивает Сколл.

Богатство свалилось на Сколла так неожиданно, что он не может отказаться от прежних привычек и подолгу размышляет, какую из редких монет ему выбрать в собственном магазине. Первой значительной покупкой Сколла стал большой телевизор Sony с плоским экраном. Он по-прежнему занят только работой, разрабатывая стратегические направления развития компании. Все, кто имеет дело с компанией eBay, подчеркивают, что именно Сколл определяет, в чем состоит интерес клиентов, и учитывает это в работе eBay.

В детстве, которое прошло в рабочем районе Монреаля, родители внушили Джеффу, что помогать ближнему — это естественное состояние человека. Сколл вспоминает, как они с сестрой много раз помогали соседям в разных делах.

Сколл изучал электроинженерные науки в университете Торонто и на старших курсах уже работал консультантом в фирме. Он с удовольствием редактировал институтскую газету до самого выпуска в 1995 году, причем социальная тематика всегда была одной из его любимых тем. "Наша компания основана на сообществе людей и будет работать для людей — это очень важно", — подчеркивает Сколл. Он основал "Фонд eBay" с бюджетом в 50 млн. долл., который занимается исключительно социальными программами, — это больше, чем делает любая другая компания из Силиконовой Долины. Сколл и eBay, несомненно, подают исключительно важный пример другим нарождающимся гигантам бизнеса.

Друзья и коллеги говорят, что богатство ничуть не изменило Сколла, он стал работать еще больше. А сам он говорит, что удачу с eBay он рассматривает как ступень на пути к реализации мечты — он хочет писать романы, причем большие исторические полотна. Еще он мечтает путешествовать и знакомиться с жизнью и культурой других людей. "Но главное — это осознать, что наш мир совсем не велик и свою жизнь надо наполнить заботой о других".

Джефф Безо
Безо принял компанию Amazon, когда она была маленькой и едва заметной. Сейчас в ней трудятся 2100 сотрудников, и она оценивается в 30 млрд. долл. Что же он будет делать дальше? Откроет большой офис? А может, займется филантропией? Или же будет очередным сверхбогатым плейбоем? Интересный вопрос, но ответа на него дать не может никто — ни друзья, ни коллеги. Кто-то не хочет, кто-то не может, а кто-то не любит говорить о Безо.

Пресс-секретарь компании Amazon Кей Дангаард вежливо отклоняет все попытки интервью, но говорит, что ее босс "планирует вложить то же количество времени, усилий и забот в филантропическую деятельность, что он до сих пор делал для компании Amazon". Еще одну каплю информации удалось получить от Джона Доера, известного владельца венчурных фондов: "Успех Безо прежде всего связан с повышенным вниманием, которое он всегда уделял интересам клиентов". И эта принципиальная ориентированность на потребителя может очень помочь Безо в его филантропических начинаниях. "Он очень благородный и великодушный человек, и если смотреть вперед, то лет через 10—20 вполне может стать президентом США", — фантазирует Доер.

Речь идет о человеке, который в сетевом бизнесе всего четыре года. Может быть, стоит подождать?..

Дэвид Везерелл
Он появился из ниоткуда — владелец крошечной компании College Marketing Group (CMG) из Винчестера, продававшей списки профессоров и их учебных курсов. Теперь его имя у всех на устах: всего за три года он создал огромный концерн под общим "зонтиком" корпорации CMG Information Service (CMGI). Его ранние инвестиции в такие фирмы, как Lycos, GeoCities и более 20 других Интернет-компаний, а также создание нескольких фирм привели к тому, что этот мощный конгломерат котируется так же, как Microsoft и AOL. CMGI в 1994 году стала публичной компанией с капиталом в 23,2 млн. долл., а сейчас ее стоимость превысила 8 млрд. Так что же за человек сделал все это?

Он явно не был рожден для успеха. Везерелл родился в Коннектикуте, у его родителей была небольшая куриная ферма. После школы он изучал математику и педагогику в университете Огайо и планировал стать преподавателем математики. Однако на старших курсах ему понравилось программирование, и жизнь сделала крутой поворот. В 1982 году Везерелл начал работать программистом в компании Softrend, потом стал ее владельцем, a в 1984 году продал за 4 млн. долл. На эти деньги он стал приобретать акции в зарождающихся сетевых компаниях.

Везерелл считает, что угадывать успешный старт ему помогла работа в CMG, где он постигал азы маркетинга. Бизнесмен вкладывал средства в четыре основных направления: содержание (Lycos), общество (GeoCities), коммерция (Chemdex) и инфраструктура (NaviSite). Все, кто работал с ним, говорят, что он обладает удивительной способностью "видеть сквозь туман", "угадывать, как все будет развиваться", то есть предвидеть события.

Везерелл убежден, что Интернет — это нечто гораздо более важное, чем индустриальная революция. "Нас ждут более глубокие перемены, и они принесут счастье большему числу человек", — говорит Везерелл. Знает ли он, как дать счастье другим благодаря своему богатству? "У меня есть вполне определенные планы, но я не готов их обсуждать", — говорит он. Везерелл примерный семьянин: женат уже 21 год и имеет троих детей. Сейчас Везерелл озабочен тем, как в течение года сделать свою главную инвестицию — в гуманизм и человечность.

Джерри Янг и Дэвид Фило
Их "трейлер-стори" стала фольклором Интернета. В конце 1993 года дипломники электрического инженерного факультета Стенфордского университета Янг и Фило начали составлять каталог своих любимых сетевых страниц из трейлера (вагончика) в университетском кампусе. Их друзьям был хорошо известен список под названием "Путеводитель Джерри по страницам WWW", но постепенно он приобрел популярность у более широкого круга участников Сети, и в конце 1994 года число посетителей их страницы достигло миллиона в день. В 1995 году Янг и Фило назвали свой сайт "Yahoo!" в честь созданий из романа Свифта "Путешествие Гулливера". Вот воспоминания их приятеля Майкла Морица о событиях января 1995 года: "Внутри их вагончика был бедлам: в одном углу стояли пустые коробки от пиццы, в другом — клюшки для гольфа, на полу валялся автоответчик, стульев не было и в помине, но Дэвид и Джерри были совершенно довольны всем, хотя и не выходили на улицу по нескольку дней". Тем не менее Майкл уговорил своего партнера по компании Sequoia Capital вложить 2 млн. долл. в Yahoo! — теперь это вложение превратилось в 3,4 млрд. долл.

Сегодня Фило и Янг владеют компанией стоимостью 39 млрд. долл. За последний квартал года их чистая прибыль превысила 16,4 млн. по сравнению с 3,2 млн. в прошлом году. Их страничкой в Интернете пользуются более 60 млн. человек. Как они добились этого?

"Странно, но я совершенно не считаю себя преуспевающим человеком, — говорит Янг. — Большинство из того, что я планировал сделать, еще не сделано... Нужно продолжать начатое и оставаться слегка параноиком".

"Они просто симпатичные ребята, — говорит Элен Симиноф, вице-президент Yahoo! по стратегическому планированию и развитию бизнеса. — Даже только что принятые на работу сотрудники могут запросто постучать к ним в офис и поговорить". Молодые ребята считают Янга энергичным и эмоциональным тактиком, а Фило — мудрым стратегом.

Янг родился на Тайване и приехал в Калифорнию с мамой и младшим братом в возрасте 10 лет. Он знал тогда всего лишь одно английское слово — "ботинок". Тем не менее этот самый молодой современный миллиардер окончил шестилетний курс университета всего за четыре года.

О Фило известно меньше. Он окончил университет в Тулане и до сих пор не женился. Так же, как Янг, он учился в аспирантуре Стенфордского университета, но оба бросили ее.

Миллиардеры помогают воспитавшему их университету и в 1997 году пожертвовали ему по миллиону долларов каждый.

Роб Глазер
Не верьте робкому виду начальника "RealNetworks" Роба Глазера. Он никого и никогда не боялся. Глазер запросто вступил в судебную тяжбу с компанией "Майкрософт" и перед сенаторами США пояснил, что Билл Гейтс мешает ему развиваться. "Тем, у кого слабые нервы, лучше не приближаться к Робу", — говорит Роб Мартин, известный аналитик Интернета. Многие из тех, кому довелось работать с Глазером, считают его стиль работы террором, а основанную им компанию "Прогрессивные Сети" в шутку называют "Репрессивные Сети". Но есть и другое мнение. Основатель компании Broadcast.com Марк Кубан считает, что "Роб — очень симпатичный человек, просто он всегда так сконцентрирован на своей работе, что эта сторона его натуры никому не видна".

И все же отзывы его подчиненных о своем боссе не слишком вдохновляют: "Роб предельно легко возбуждается, и, начиная с ним беседу, никогда не знаешь, чем она кончится, — тебя могут либо превознести до небес, либо затоптать в грязь. После любого разговора с ним ты можешь быть либо сильно продвинут по служебной лестнице, либо сильно задвинут", — говорят они.

Симпатичная сторона личности Глазера становится очевидной, если посмотреть на его работу в социальном плане. Он с удовольствием участвует в работе нескольких некоммерческих организаций и комитетов, а 5% дохода жертвует благотворительным организациям.

В 1983 году в возрасте 21 года Глазер получил сразу два диплома Йельского университета — по экономике и компьютерным наукам. Некоторые считают, что он требует от соратников выдающегося интеллекта, толстой кожи и желудка, устойчивого к язве. По его мнению, только такой набор качеств сотрудника поможет компании достичь цели — доминирования в одном из самых "жарких" сегментов Интернета — технологии перекачки (streaming media technology). И пока ему действительно удается лидировать: "Реальные Сети" контролируют 85% рынка, а это 50 млн. человек!

В середине апреля 1999 года акции "Реальных Сетей" выросли на 270%. Стоимость компании растет так быстро, что она вполне cможет соперничать с "Майкрософтом" в ближайшем будущем. Тем более что Глазер заключил с IBM соглашение о создании нового формата для распространения музыки в Интернете. На следующий день о создании конкурирующего формата объявил "Майкрософт". Кто победит?..

Ричард Бреддок и Джей Уолкер
Джей Уолкер имел немало и до успеха своей компании Priceline, но все же март 1999 года добавил ему 4,3 млрд. долл. Это произошло благодаря взлету акций на рынке. "Нельзя позволить богатству завладеть вами", - говорит Д.Уолкер. Его коллега по бизнесу Ричард Бреддок согласен с ним: "Главное - это долгосрочная перспектива. Все чувствуют себя комфортно в нашей компании сегодня, но предстоит сделать очень многое, чтобы укрепить бизнес".

Любой человек, собираясь купить какую-то вещь (билет на самолет, автомобиль, страховку), имеет представление, сколько это стоит. Компания Priceline предоставляет покупателю возможность назвать свою цену и торговаться с продавцом - это основа ее деятельности.

Уолкер имел немалый опыт ведения бизнеса в прошлом. В двадцатилетнем возрасте он ушел из Корнельского университета, чтобы полностью посвятить себя только что организованной газете в Итаке. Проект развивался довольно успешно, пока газетный концерн не решил уничтожить его, открыв конкурирующее издание. Через десять лет погибла еще одна инициатива Уолкера - продажа мест в рекламных каталогах. Но были и победы. Причем его успешные идеи всегда отличались фантастической простотой - в этом их сила. В 1985 году Уолкер организовал службу экстренной доставки корреспонденции в течение 12 часов - тогда это было еще внове.

Бреддок, бывший президент компании Citicorp., услышал о Priceline в офисе инвестиционной фирмы. Он вложил деньги в Priceline, затем в августе 1998 года пришел в компанию и стал одним из ее лидеров.

Эта динамичная пара влетела в свое супербогатство столь стремительно, что еще не осознала, что с ним делать. Конкретных планов по этому поводу у них пока нет. Они "пристегнули ремни" и стараются удержать свое летящее вперед авто на дороге.

Мэг Уитмэн
В памятном 1970 году студенты явно предпочитали дискотеки чтению Wall Street Journal. Но для Маргарет (Мэг) Уитмэн эту газету доставляли прямо в комнату общежития. Ее товарищ по институту Дик Бойс вспоминает, что тогда их очень удивляла тяга юной студентки к серьезному бизнесу. "Мэг всегда была очень амбициозна и ориентирована на изучение бизнеса".

Уитмэн довольно долго отклоняла приглашения на работу в компанию eBay. В те годы она руководила отделением дошкольной подготовки в одном из колледжей, а кроме того, воспитывала двоих детей и была примерной женой массачусетского нейрохирурга. eBay тогда (в 1997 году) была небольшой компанией с тремя десятками сотрудников и оборотом в 5,7 млн. долл. - ничего выдающегося.

Однако агенты Сколла были настойчивы, и Уитмэн согласилась. По счастливой случайности, ее супруг получил хорошую работу в Стенфордском университете, и они вместе перебрались в Калифорнию. Как мы уже сказали, тогда eBay была очень далека от финансового успеха. Может быть, в продвижении фирмы на рынок Мэг помогло то, что она успела поработать и набраться опыта в таких мировых брэндах, как "Procter&Gamble". Коллеги и клиенты восхищаются прямотой, корректностью и четкостью, с которой Мэг ведет бизнес. Это привлекает к ней людей и вселяет веру в компанию.

Марк Кубан
С самого детства Марк хотел одного - быть предпринимателем. В 12 лет в своем родном Питсбурге он продавал мешки для мусора. "Я делал это очень хорошо и был единственным мальчиком, занимавшимся этим не слишком увлекательным делом", - вспоминает Марк. С той далекой поры Кубан усвоил мысль, что в том, что ты делаешь что-то лучше всех, есть свои преимущества. "Конечно, это не гарантирует вам успеха, но лидировать всегда приятно. Лучше устанавливать собственные правила, чем следовать правилам других".

Как основатель и президент компании Broadcast.com - ведущего поставщика скачиваемой информации - Кубан сегодня сам устанавливает правила и пожинает плоды. Идея основать подобную фирму возникла у Кубана и его приятеля Тодда Вагнера, когда они были студентами университета в Индиане. Тогда два фаната баскетбола думали о том, что транслировать игры через Интернет было бы очень здорово, ведь радио обычно освещает лишь местные игры. Именно с этой целью они основали компанию AudioNet (переименованную в Broadcast.com в мае 1999 года). "Похожая идея возникла и у Теда Тернера, когда он решил использовать для своих служб новостей спутники, летающие вокруг Земли, - говорит Кубан. - Интернет - похожий случай". Сегодня пользователь Интернета имеет доступ к 425 радио- и телестанциям, кабельным сетям, что позволяет наблюдать за спортивными соревнованиями более 420 команд профессионалов и любителей.

Кубан подчеркивает, что, несмотря на резкий рост его личного состояния и процветаниe компании, он стремится сохранять самообладание: "Кто-то из моих приятелей очень хорошо сказал, что быть богатым - это значит иметь денег больше, чем ты можешь потратить. Именно так я и стараюсь относиться к тому, что происходит". Он уже совершает первые филантропические акции - несколько раз жертвовал деньги своему университету, покупает по сотне билетов на баскетбольные матчи и раздает их детям.

Кубан - единственный бизнесмен, кто любит повторять, что он женат на своей работе. При этом он говорит, что не собирается почивать на лаврах. "Для меня спорт многое значит, поэтому применю спортивную аналогию. Ни в одной игре нельзя расслабляться, сколько бы ты ни выигрывал. Нужно постоянно улучшать свою игру - только это может привести к победе. Ни на минуту нельзя забывать, что у вас могут отобрать мяч".

Армен АГУНИН, BizOn(Декабрь 1999)


Hosted by uCoz