НОВОСТИ  



Паутина растет, а во что это выльется?



Алексей Швеин 05.05.2000

Крупнейшие маркетинговые компании продолжают изучение темпов роста мировой паутины. Недавно Angus Reid Group обнародовала результаты Глобального Исследования Интернета (www.angusreid.com): в начале 2000 г. число пользователей Интернетом в мире составило 300 млн, а к 2005 г. ожидается, что их будет около 1 млрд. Что это означает?

С массовым распространением Интернета происходят глубокие трансформации, охватывающие практически все стороны человеческой деятельности. Некоторые аналитики, такие, как Кевин Келли (www.wired.com, New Rules for the New Economy), не без основания полагают, что наступление эры Интернета означает всемирную социальную революцию, в результате которой произойдет трансформация рыночной экономики в сетевую, построенную на совершенно иных принципах. Вот так, ни больше, ни меньше! Не успели мы, освободившись от наследия социализма, освоить азы рыночной экономики, как она уже превращается в нечто совсем другое!

Впрочем, некоторые российские экономисты (С.И.Паринов, Т.И.Яковлева) усматривают в принципах новой экономики аналогию с общинными формами организации общества, которые, как считают многие, пустили в России настолько глубокие корни, что рыночная экономика в принципе неприемлема для нашей страны. Если это так (жизнь покажет), кто знает, быть может у России именно с развитием Интернета появляется уникальный исторический шанс?

Принципы сетевой экономики можно кратко сформулировать следующим образом:
1. Взрывной рост взаимосвязей: представьте себе, миллиарды людей имеют возможность связаться друг с другом.
2. С линейным ростом количества участников Сети наблюдается экспонентциальный рост ее содержимого: каждый из участников постоянно добавляет в Сеть новое содержимое, и оно становится доступным для всех.
3. Даже мелкие, но ценные инициативы, будучи вовлеченными в сеть, могут привести к далеко идущим последствиям.
4. Нововведения, преодолев некоторый барьер, начинают распространяться по Сети со скоростью эпидемии.
5. Сетевая экономика стимулирует децентрализованное творчество, разрушая иерархическое построение общества.
6. Цена на продукты и услуг в Сети снижается по мере их доступности, в то время, как их качество ценится все выше и выше.
7. Вещи становятся тем ценнее, чем они дешевле и доступнее.
8. Индивидуальные качества оцениваются тем выше, чем больше они вовлечены в Сеть.
9. В сетевой экономике особенно ценится способность отдачи результата в сеть в момент наивысшей точки его развития и немедленного перехода к созданию нового результата.
10. Сетевая экономика всегда выигрывает. Все ее объекты и операции подчиняются сетевой логике.
11. Сетевая экономика находится в состоянии неравновесия. Она балансирует на грани хаоса и постоянно самообновляется.
12. Сетевая экономика не поощряет производительности. Наша способность решать социальные и экономические проблемы будет ограничиваться скорее отсутствием воображения для поиска новых возможностей, нежели попытками найти оптимальные решения.

Таким образом, многие черты сетевой экономики достаточно схожи с общинной организацией: противодействие иерархическим построениям, снижение цен на продукты с ростом их доступности, оценка индивидуальности по ее вкладу в Сеть ("в общий котел"). И это действительно интересно применительно к России с ее исторически сложившимся общинно-коммунистическим менталитетом. Вопрос, однако, состоит в том, насколько далеко зашли эти процессы в мире, и как скоро они охватят Россию?

Результаты Глобального Исследования Интернета, в котором опрашивались и российские пользователи (компания GfK MR сделала репрезентативную выборку по стране из 200 пользователей), показывают, что Интернет распространяется неравномерно. Если в странах Северной Америки им пользуются свыше половины взрослого населения, то в России насчитывается пока чуть более двух миллионов пользователей. По данным другого всероссийского опроса GfK MR (опрошено 2100 респондентов от 16 лет и старше), возможность доступа в Интернет имеют почти 7 млн, но при этом 62% не используют эту возможность. Так что потенциал российского Интернет-рынка достаточно велик, и сам рынок уже в ближайшее время может вырасти втрое без особых инвестиций в техническое развитие.

http://i2r.rusfund.ru/
---------------------------------------------------------------------------

Инвестиционная привлекательность российского Интернета с точки зрения компании "Артур Андерсен"

(на вопросы РБК отвечает менеджер corporate finance компании "Артур Андерсен" Наталья Одинцова)

РБК: Как Вы считаете, чем вызван нынешний бум инвестиций в Интернет?
Н.О.: Мы наблюдаем несомненное повышение активности на рынке инвестиций в области Интернета со стороны как международных, так и российских финансовых и стратегических инвесторов. На российском рынке появилось несколько крупных западных финансовых инвесторов, нацеленных на российский Интернет: RuNet Holdings, NetBridge, консорциум Orion Capital и "Русских Фондов". Российские компании (например, «Медиа-Мост») начинают проявлять активный интерес к этому рынку. Но говорить о буме, наверное, несколько рано. Судя по публичным источникам, с начала 1999 г. инвестиции привлекли около десятка в основном самых известных на рынке компаний: Rambler (известная и популярная поисковая система), Port.ru (один из наиболее известных горизонтальных порталов), Ozon (известный интернет-магазин), Гласнет и Нева-Линк (одни из крупнейших интернет-провайдеров Москвы и Петербурга), Мolotok.ru (проект компании NetBridge), Яndex, lenta.ru - все это наиболее известные игроки на российском рынке.
РБК: Каковы, на Ваш взгляд, прогнозы окупаемости?
Н.О.: Российский рынок Интернета - пока еще рынок венчурных (т.е. рискованных) и частных (т.е. непубличных) инвестиций. Портфельных инвесторов на нем сейчас нет, поэтому капитализация российского рынка Интернета весьма спекулятивна. Окупаемость вложений венчурных инвесторов можно будет оценить точнее к "моменту выхода", т.е. IPO, продажи стратегическому инвестору и пр. Инвесторы вкладываются в лидеров рынка, которые имеют хорошие перспективы и демонстрируют уверенный рост. Однако, имея в виду достаточно высокую рискованность российских интернет-инвестиций и неустойчивость рынка высокотехнологичных компаний в мире, следует отметить, что показатели IRR (внутренней ставки окупаемости), на которые рассчитывают инвесторы, также достаточно высокие, выше чем на развитых рынках.
РБК: Ваша оценка оборота е-коммерции в России.
Н.О.: Компания BCG недавно оценила объем рынка е-коммерции в России к 2003 г. в 400-600 млн долл., что, скорее всего, весьма осторожный прогноз. Для сравнения, объем азиатского рынка е-коммерции, по оценкам Gardner Group, в 1999 г. превысил 10 млрд долл. и планирует вырасти к 2003 г. почти до 400 млрд долл. Рынок е-коммерции в США, по оценкам Jupiter Communication и Forrester Research, в 1999 г. составил примерно 150 млрд долл. и вырастет к 2003 г. до 1,660 млрд долл. Нашему рынку есть к чему стремиться.
РБК: Каково количество пользователей Рунета?
Н.О.: Различные источники дают разные прогнозы. Интересные оценки предоставляет Monitoring.ru, который прогнозирует максимальную аудиторию Рунета в 2002 г. в 20 млн.
РБК: Что, по-Вашему, способствует росту пользователей?
Н.О.: Автомобиль и сотовый телефон уже превратились из роскоши в средство передвижения и средство общения. Интернет также стал частью деловой и повседневной жизни, и это касается не только Москвы и Петербурга. Новосибирск и Томск, например, также весьма "продвинуты" в этом отношении. Расширение пользовательской базы происходит вследствие снижения тарифов, которые сейчас могут себе позволить все более широкие круги потребителей, расширения набора услуг, которые российские потребители могут получить в сети, а также нового подхода к рекламе и маркетингу. Интернет сейчас активно "продвигается" через несетевые публичные источники информации: телевидение, прессу, наружную рекламу и пр. Вместе с экономическим ростом это является основными "двигателями" развития Интернета.
РБК: Каковы перспективы электронной коммерции в условиях ограниченной платежеспособности населения и малой аудитории Интернета (2% населения)?
Н.О.: По оценкам Computer Industry Almanac, в 1999 г. процентная "плотность" охвата Интернетом российского населения составила 3,4%, по данным Monitoring.ru - 3,6%, что, конечно, немного по сравнению с Европой и США (где этот показатель колеблется в пределах от 11% в Испании до 50% в США), однако выше, чем в Бразилии (3,3%) и гораздо выше, чем в Китае (0,3%), которые, как и Россия, относятся к развивающимся рынкам. По оценкам «Комкон-2», большая часть пользователей Рунета относится к категории с обеспеченностью выше средней. В 1999 г. в российском Интернете доля пользователей с высшим образованием была выше, чем в США. И что касается платежеспособности молодой части интернет-пользователей, в частности студентов, то я бы не ставила ее под вопрос. Это хорошая перспективная аудитория (предприимчивая, образованная, активная, позитивно реагирующая на новые тенденции) с точки зрения интернет-коммерции в качестве как индивидуального, так и бизнес-участника. В проблеме платежеспособного спроса существует также региональный аспект. В настоящее время большая часть пользователей проживает в Москве и Петербурге. Однако важным и инновативным качеством Интернета является как раз размывание границ и возможность делать бизнес, зарабатывать деньги и потреблять, гораздо меньше привязываясь к месту проживания, а инновативность свойственна не обязательно самым насыщенным с материальной точки зрения странам и регионам.
РБК: Какие Вы видите пути развития B2B e-коммерции?
Н.О.: В среднем в мире е-коммерция В2В и В2С имеет различные темпы роста, и в ближайшие 3-5 лет прогнозируется более высокий рост В2В по сравнению с В2С. В России имеет место дефицит информационного обмена между компаниями. Интернет должен помочь в разрешении этой проблемы и содействовать увеличению товарооборота. В2В, очевидно, ориентируется на платежеспособный бизнес-спрос, однако Интернет имеет возможность учесть "неденежные" расчеты, что сейчас немаловажно для недостаточно развитого российского денежного и кредитного рынков.
РБК: Как, на Ваш взгляд, выглядит полноценная платежная система?
Н.О.: Вместо слова "полноценный" я бы предложила использовать "удобный для участников" и "распространенный". Поскольку существует большой спрос на такую систему (или системы), я полагаю, они должны появиться. В идеале такая система, по моему мнению, должна учитывать требования расчетов между компаниями и расчетов с индивидуальными покупателями как в отношении операций, проводимых в России, так и расчетов с заграницей. Возможно, что таких систем будет несколько.
РБК: Когда уровень пользования Интернетом станет достаточным для развития электронной коммерции?
Н.О.: Я полагаю, что для развития электронной коммерции он сейчас вполне достаточен.
РБК: Во всем мире основной доход интернет-компании извлекают не из прибыли, а из капитализации. Каковы перспективы российских компаний на американской бирже?
Н.О.: Это два различных вопроса. Компании извлекают доходы из своей деятельности. Инвестиционный доход компания получает в момент каждого нового предложения своих акций на рынке. Кроме того, компании могут держать часть собственных выпущенных акций в портфеле и "играть" ими для своих целей (например, для поддержания котировок). Доходы от роста или падения капитализации любой публичной компании извлекают акционеры, которые, в принципе, делятся на спекулянтов, извлекающих доход в первую очередь из кратковременных колебаний рынка, и долгосрочных инвесторов, которые ориентируются на длительную перспективу. Последние также получают доход от разницы в цене покупки и продажи акций, но принимают во внимание и доход от дивидендов, если компания получает прибыли и делит их среди акционеров. Это общие правила, которые относятся и к интернет-компаниям. Что касается российских компаний, я полагаю, что в скором времени наиболее развитая часть из них дорастет до уровня, когда для них станет возможным выход на международные открытые рынки. Для выхода на международный рынок необходима прозрачная финансовая отчетность и финансовые показатели развития, способные привлечь внимание международных инвесторов, обязательное участие инвестиционного, финансового и юридического консультантов и правильно спрогнозированный момент времени, подходящий для успешного выхода на рынок и пр. Обычно выход на международный рынок является следующим шагом в инвестиционном развитии компаний после привлечения одного или нескольких раундов частного/венчурного финансирования. В мире, в том числе в США и Европе, существует довольно много открытых торговых/биржевых систем, на которых котируются и торгуются акции молодых компаний. Ряд российских интернет-компаний имеет шансы выйти на них через некоторое время.
РБК: Каков процент интернет-стартапов обречен на банкротство?
Н.О.: Под банкротством будем для простоты понимать разорение. Если принимать во внимание всю вселенную интернет-проектов, включая просто созревшие у кого-то идеи, то, вероятно, очень большая, если не подавляющая часть. Вследствие того, что многие проекты не являются достаточно интересными, или проработанными, или реализуемыми на определенный момент времени, венчурные капиталисты отказывают почти 90% начинающих предпринимателей, которые к ним обращаются.
РБК: Что Вы можете сказать о рынке интернет-рекламы?
Н.О.: В моей презентации на РИФе, которая помещена на сайте РБК, присутствует оценка российского рынка интернет-рекламы, сделанная "Артур Андерсен".
РБК: Какое место на нем занимает рынок онлайн рекламы?
Н.О.: Российский рынок сетевой рекламы пока невелик и оценивается в 1-2 млн долл. в 1999 г., в то время как объем всего рекламного рынка России составит в 2000 г. 1,1 млрд долл., по оценкам Kagan World Media. Для сравнения, по данным Forrester Research, расходы на сетевую рекламу в США составят в 2000 г. 5,4 млрд долл. по сравнению с 2,8 млрд долл. в 1999 г. Несмотря на незначительный объем, растет рынок сетевой рекламы в России быстро. Бюджеты рекламных компаний в Рунете растут: с 1-1,5 тыс. долл. в месяц в 1999 г. до 5-10 тыс. долл. в 2000 г. 80% сетевой рекламы в России приходится на четыре компании - Intel, Microsoft, Compaq и Hewlett-Packard.


http://www.rbc.ru/
_____________________________________________________________
К 2005 году Интернету предрекают миллиард пользователей!

Группа канадских специалистов провела социологическое исследование, в результате которого выяснилось, что на сегодняшний день число пользователей Интернета составляет около 300 миллионов человек, - сообщает Newsbytes. Опрос проводился среди 7 тысяч пользователей Интернета и 21 тысячи обычных людей. В России, в частности, было опрошено 400 и 1000 человек соответственно.
В 1996 году пользователей Интернета было 40 миллионов. Ожидается, что к 2005 году число людей, регулярно выходящих в Сеть превысит один миллиард. 150 миллионов собираются подключиться уже в этом году.

В настоящее время количество пользователей увеличивается за счет интенсивного роста популярности Интернета в отдельно взятых странах, в то время как в других, менее прогрессивных государствах большинство людей как не собирались, так и не собираются в ближайшее время подключаться ни к какому Интернету.

На первом месте по популярности Сети стоят США и Канада. Затем идут Швеция, Нидерланды, Финляндия, Швейцария, Австралия.

40 процентов опрошенных сказали, что знают об Интернете, но не собираются им пользоваться в ближайшее время, так как это их особенно не интересует. Аналитики предполагают, что критическим моментом в этом плане для людей является дороговизна компьютеров, и распространение более компактных и дешевых устройств, способных подключаться к Сети, способно исправить такое положение.

Вообще, к использованию портативных устройств (например, интернет-пейджеров и наладонных компьютеров) более склонны европейцы и азиаты (особенно японцы), чем жители американского континента.

Как показало исследование, у 97% опрошенных есть телевизор, у 48% - мобильный телефон, у 42% - домашний компьютер, и только у 20% - доступ в Интернет.
*****************************************************************

Интернет разросся до одного миллиарда страниц!

Inktomi и NEC Research Institute провели исследование Интернета и выяснили, что там содержится более миллиарда уникальных документов. При исследовании использовались технологии поиска и базы данных Inktomi.
Были выявлены следующие показатели, характеризующие cегодняшнее состояние Интернета:


6 409 521 сервер, из них:
Apache 60,33%
Microsoft-IIS 25,26%
Netscape-Enterprise 3,79%

имен в домене .com - 54.68% от общего количества
в домене .net - 7,82%
в домене .org - 4,35%

наиболее часто встречающееся имя файла (кроме default.htm, default.html, index.htm, index.html, и default.asp) - contact.html

документов на английском языке - 86,55%
документов на французском языке - 2,36%

700 тысяч сайтов не отзываются

Сcылок на www.yahoo.com - 751,974
Сcылок на www.mp3.com: 261,472






Напишите мне

Hosted by uCoz